Главная ЧП и криминал 1500 евро за теракт в Украине. Немецкая прокуратура расследует, кто финансировал спектакль с поджогом венгерского центра в Ужгороде

1500 евро за теракт в Украине. Немецкая прокуратура расследует, кто финансировал спектакль с поджогом венгерского центра в Ужгороде

1500 евро за теракт в Украине. Немецкая прокуратура расследует, кто финансировал спектакль с поджогом венгерского центра в Ужгороде

Год назад в Ужгороде неизвестные подожгли Венгерский культурный центр. В начале января этого года польский суд дал срок двум полякам крайне правых взглядов, которые это сделали. «Акцию» им заказал немец. Немецкая прокуратура подозревает помощника депутата немецкого Бундестага от консерваторов с «Альтернативы для Германии» (АПН) Мануэля Оксенрайтера (Manuel Ochsenreiter).

Мануэль Оксенрайтер

Недавно программа-расследование «Kontraste» на первом государственном канале ARD уже не стесняясь вспоминала его имя. С одной стороны, государственные журналисты не очень любят АПН и, казалось бы, должны воспользоваться этой историей. С другой, если следовать логике расследования, то немецкие националисты руками польских националистов делали картинку для мировых СМИ о существовании украинских националистов-террористов. То есть, разговоры о радикалов в Украине оказываются по крайней мере преувеличены. А для нужной картинки в Украине на немецкие деньги вплоть пришлось везти польских радикалов. Трудно такую ​​историю понять простому немцу.

Мануэль Оксенрайтер — помощник депутата Бундестага Маркуса Фронмайера (Markus Frohnmaier) от АПН. По его словам, он разошелся с Оксенрайтером по обоюдному согласию. Однако за дело взялась берлинская прокуратура. Итак, все началось с того, что польские спецслужбы задержали своих националистов, которые во время следствия признались в поджоге венгерского культурного центра в Ужгороде. При расследовании зашла речь о заказчике — «немецкого журналиста». Долго искать его не пришлось, ведь Оксенрайтер неоднократно фотографировался на встречах с польскими «коллегами».

Журналистам «T-Online» удалось посмотреть материалы дела. За операцию заплатили 1500 евро. Обвиняемый в немецкой прессе проходит как Michal P. — в украинской прессе с этим проще, так как речь, скорее всего, идет о польском националиста, 28-летнего Михала Прокоповича, бывшего члена праворадикальной организации «Falanga» и партии «Zmiana».

Сначала Михал получил 500 евро авансом, который ему переслали в книге — в деле есть соответствующий доказательство получения посылки из Германии. 4 февраля 2018 в Ужгороде неизвестные подожгли венгерский культурный центр. А уже 7 февраля Прокопович летит рейсом LO 387 польской авиакомпании «LOT» в Берлин, где в аэропорту Тегель должен был встретиться с Оксенрайтером для получения оставшейся суммы. Доказательством их встречи является переписка Михала П. с женой, которая есть в уголовном производстве.

Здесь надо отдельно отметить, как немецкие журналисты пишут о работе польской разведки ABW — Михал пользовался двумя телефонами, сначала переписка осуществлялось через Facebook, а затем они перешли к шифрованной мессенджера Telegram. Польским разведчикам якобы удалось восстановить удаленные чаты и проанализировать их. Здесь можно отдельно сказать: возможно, это красивая легенда, а на самом деле все переписки польских националистов изначально читала польская разведка — для этого такие организации и существуют. В Telegram в переписке проходит фото Оксенрайтера как профильная фотография собеседника.

Итак, читаем чат:
Михал пишет жене около 10 утра после приземления: «Привет, дорогая, наконец приземлился в этом неприветливом Берлине 🙂 Еще не видел здесь беженцев, но как увижу, то сфотографирую :)»
Жена: «Так в которой ты встречаешься с Мануэлем?» (Мануэль Оксенрайтер?)
Михал П .: «В 11:30, а в 19:30 лечу обратно через Варшаву. Пожалуй, возьму такси, потому что не хочу ездить вечером с таким количеством наличности ».

В Берлине ему передали еще одну книгу с пятью купюрами номиналом 200 евро. Михал Прокопович передал двум исполнителям, Адриану Марглевському (Adrian Marglewski) и Томашу Рафал Шимковяку (Tomasz Rafal Szymkowiak) по 1000 злотых (около 200 евро). Они вроде бы не знали о существовании немецкого заказчика.

Отдельно отмечу слаженную работу украинских и польских спецслужб, раскрыли это дело. Скорее всего, поляки «вели» своих радикалов, и затем вместе с украинскими коллегами разоблачили всю сеть и заказчика. Украинские правоохранители объясняют свой успех тем, что нашли видео с заправки, где эти два поляка покупали бензин в канистру.

В немецких журналистов возникают логичные вопросы о финансировании этого дела. В рассказе о Оксенрайтера ему вспоминают и знакомство с Дугиным, и постоянные контакты с россиянами на различных форумах. В общем, для него эта история станет хорошей рекламой.

Оксенрайтер — главный редактор малоизвестного правого журнала «Zuerst», принадлежит к политическим маргиналам, которые охотно открыто идут на контакт с Россией. Его имя упоминается в сломанной почте помощника Дугина как человека, который дал согласие принять участие в информационной или организационной работе «пророссийского толка».

Немецкие журналисты также вспомнили его многочисленные интервью для российского проекта «катехона», который связывают с одним из «отцов Новороссии» олигархом Константином Малофеевым. Также у него частенько берут комментарии на еще одном проекте Малофеева — телеканале «Царьград». Пока следствие продолжается и нет четкого обвинения, немецким журналистам остается только осторожно ставить вопрос: «Cui prodest?» ( «Кому это выгодно?»).

Размышления на полях

Немецкая партия АПН — довольно пестрая организация, в которую входят несколько откровенно пророссийских политиков. Маркус Фронмайер (это его помощник нанимал поляков) — молодая «звезда» немецких консерваторов, очень любит посещать оккупированные Крым или Донбасс. Два года назад он взял себе в жены журналистку газеты «Известия» Дарью Цой. В свое время она активно писала об Украине и Германии.

Так или иначе, но еще несколько лет назад правые политики были политическими маргиналами и могли только мечтать попасть в земельных парламентов или Бундестага. Однако АПН при развитии партии активно привлекала в свои ряды таких кадров. Собственно, это сейчас вылезает партии боком — недавно стало известно, что за партией наблюдать ведомство по охране конституции (местная внутренняя спецслужба).

Остается открытым вопрос финансирования ужгородской представления с поджогом. Депутат от Партии зеленых Мануэль Саррацин несколько упрощенно намекает, что зарплата немецкого депутата могла бы пойти на финансирование терактов за рубежом. Наивное объяснение, ведь не очень понятно, зачем это немецком депутату? Чтобы что? В этом контексте сразу вспоминается история с белорусом Александром Усовським, о которой писал украинский проект расследований «InformNapalm» (1, 2).

Украинский хакерам удалось взломать переписку белорусского политтехнолога Александра Усовського, из которого стало известно, что он предлагал свои услуги россиянам. В 2014 году они заказали ему антиукраинские акции в Восточной Европе: от осквернения украинских памятников в Польше — к организации антиукраинских митингов. В частности, видеоотчеты о проведении акций направлялись в Москву. Финансирование отдельных акций осуществлялось через переводы платежной системой «Western Union». Эта история получила широкую огласку в Украине и Польше, ведь поссорить две страны пыталась Россия.

Усовский выходил на контакт с польскими правыми и местными националистами. Фактически в тех акциях участвовали люди из того же политического спектра, которых сейчас судят за поджог в Ужгороде. Усовський также контактировал с депутатом Госдумы от «Единой России» Константин Затулин. И тогда, и сейчас россияне использовали налаженные связи с политическими маргиналами в Восточной Европе.

Собственно, сомнений в том, что за этим делом стоит Россия, нет. Но сейчас следствие ведет немецкая сторона должна узнать, откуда деньги появились в Оксенрайтера, и как к этому делу причастен Фронмайер. Для АДН это дело — очередная PR-поражение. Но партия сама видела, кого принимала в свои партийные списки и в конце концов заигралась в любовь к России. Именно в эти дни АПН представила свой парламентский запрос о пересмотре отношений с Россией под красноречивым названием «Кооперация вместо конфронтации». Но обсуждения не получилось, потому что одновременно немецкие журналисты опубликовали свое расследование о Оксенрайтера. Попытки АПН пролоббировать пророссийские вопрос в Бундестаге завершились дискуссией о роли (уже) бывших работников партии в террористических актах в Украине.

Для польских националистов это очередной звоночек — с 2016 года там сидит под следствием один из лидеров радикальных националистов Матеуш Пискорский, которого обвиняют в работе на Россию и Китай. История с Усовским и антиукраинскими акциями российских денег оставляют много вопросов об отношениях польских правых с русскими. Скорее всего, польская спецслужба ABW тщательно следит по всем местными радикалами, которые фактически «помогли» засветить уже немецкий след. Поэтому ждем новых сообщений немецких СМИ, которые еще долго будут напоминать эту историю в репортажах о АПН.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.