Главная ЧП и криминал Тимошенко прямым текстом анонсирует свержение конституционного строя

Тимошенко прямым текстом анонсирует свержение конституционного строя

Тимошенко прямым текстом анонсирует свержение конституционного строя

За обсуждением спецэффектов съезда партии «Батькивщина» и скандалов с Коэльо или Расмуссеном обозреватели и общество не заметили, что Юлия Тимошенко обещает назначить референдум, принять на нем «новую Конституцию» (!) и уже после этого провести осенние парламентские выборы (!). «Новый Президент Украины сразу после инаугурации своим Указом объявит Всеукраинский референдум по народной инициативе, а народ Украины на референдуме новую Конституцию примет», — торжественно сообщила о своих планах лидер «Батькивщины».

Юлия Тимошенко

Звучит привлекательно, но только для тех, кто не задумывается о реальной сути сказанного и о правовом устройстве государства. Ведь на самом деле речь идет ни о чем другом, как о свержении конституционного строя незаконным образом со всеми последствиями для государства и каждого гражданина. Предоставить новому режиму легитимности должен любимый инструмент диктаторов — референдум.

Для чего существует Конституция?

Слово «Конституция» переводится с латыни как «устройство, порядок, установленные», и определяет основы государственного строя, главные символы и атрибуты государства, права человека и гражданина. Конституция устанавливает систему сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одному должностному лицу или организации узурпировать власть, нарушать конституционные права.

Конституция является Основным Законом, выше все другие, обычные законы, которые имеют ей соответствовать и не могут противоречить. Именно на фундаменте принятой в 1996 году Конституции принято сотни законов и множество подзаконных актов, которые и составляют целостное законодательное поле демократического украинского государства. Конституция ставит каждого гражданина и каждого чиновника в рамки, которых они не смеют переступать. Как бы ни менялись политики у власти, фамилии президентов или состав, все они обязаны действовать в рамках Конституции.

Которая определяет, например, что Украина является республикой, на государственном языке — украинском, что люди имеют право на свободу слова и собраний, единственным законодательным органом является Верховная Рада, которая также утверждает премьера и по его представлению формирует правительство, президентом нельзя быть выбранным более двух раз подряд, что каждому гарантируется обращение в суд и так далее.

Словом, Конституция — это святое, и покушение на нее — это покушение на сами устои украинского государства и права каждого гражданина. Именно поэтому при вступлении в должность вновь избранный Президент кладет руку на текст Основного Закона и торжественно клянутся «соблюдать Конституцию Украины и законы Украины».

Однако, как видим, Юлия Тимошенко, еще даже не сев в президентское кресло, планирует не выполнять Конституцию, гарантом которой она должна быть, а наоборот, ее уничтожить, приняв взамен «народную», а по сути, свою собственную Конституцию. Причем не когда, а немедленно, в 2019 году, еще до осенних парламентских выборов.

Разве Конституцию нельзя менять?

Конечно, несмотря на то, что Основной Закон является правовым фундаментом государства, его текст менять. Изменения время от времени вносятся как в Конституцию США, что существует уже третий век, так и в принятые относительно недавно основные законы европейских государств. Несколько раз вносились изменения и в Конституцию Украины. Но основой демократии является процедура, и процедура изменений четко выписана в самом Основном Законе. Это сделано, чтобы Конституцию переписывали в угоду политической конъюнктуре, то есть, новоизбранному Президенту или влиятельной большинства в Раде. Для этого Глава XIII Основного Закона ставит целый ряд предохранителей.

Во-первых, законопроект об изменениях в Конституцию может вносить только Президент или не менее 150 народных депутатов.

Во-вторых, такой проект не может посягать на права человека, независимость или целостность государства, а также изменять в течение определенного времени нормы, изменения в которых уже рассматривались. Поэтому проект должен получить сначала 226 голосов депутатов и быть направлен в Конституционный Суд. Только после положительного заключения Конституционного Суда парламент может продолжить разбирательство.

В-третьих, на следующей очередной сессии (т.е. не сразу, а через некоторое время) проект должен получить поддержку 2/3 депутатов. Такая процедура предусматривает длительное время и широкий консенсус, без которого принятия даже малейших изменений невозможно.

В-четвертых, процедура изменений в I, III и XIII разделы Конституции ( «Общие положения», «Выборы. Референдум», «Внесение изменений в Конституцию Украины») еще сложнее — проект таких изменений могут подать или Президент, или 2/3 депутатов . Затем, после его голосования теми же 2/3 депутатов в парламенте, Президент должен назначить референдум, который и утверждает окончательно эти изменения. То есть, нужна общая воля 2/3 парламента, большинства избирателей, Президента и Конституционного Суда (КС).

То, что предлагает Тимошенко — это совсем другое. Она предлагает вместо изменений принимать «новую Конституцию», о которой, разумеется, нет и не может быть упоминаний ни в Конституции действующей, ни в одном законе. Причем, принимать ее она собирается в обход парламента.

По ее словам, «новая Конституция Украины, которая имеет ликвидировать кланово-олигархическую систему в Украине и коррупцию, не имеет шанса быть принятым олигархическим и коррумпированным парламентом, а поэтому новый Президент Украины сразу после инаугурации соответствующим указом объявит Всеукраинский референдум по принятию новой Конституции». Вот так: легким движение руки, была Конституция — и нет.

Референдум — власть народа или инструмент диктатуры?

Но Тимошенко не будет принимать Конституцию, она лишь даст людям право выбора, назначив референдум, скажут сторонники Юлии Владимировны. И формально вроде бы действительно так. «Именно так украинский народ откроет новый этап в истории Украины, начав свои справедливые правила жизни», — сказала Юлия Тимошенко на торжественном съезде ВО «Батькивщина».

И здесь — не поспоришь. Если этот замысел удастся воплотить, это будет действительно новый этап. И открыт он будет руками украинского народа, если народ задействует руки раньше, чем голову. Подобно тому, как руками немецкого народа Гитлер открыл «новый этап» на референдуме 1934 года в Германии, или Лукашенко руками белорусского народа на референдумах 1995-96 годов.

Ведь лучше сломать сопротивление гражданского общества, парламента, подмять под себя правительство и суды, сославшись на волю народа. Понятно, что избиратели в большинстве своем не имеют юридического образования и не понимают, где «собака зарыта» в предлагаемых им на утверждение текстах. И в большинстве никто этих текстов и не читает, делая выбор на основе пропаганды. А если приправить текст «народной Конституции» популистскими наживками вроде сокращения численности парламента, то голосование вообще пойдет на ура.

Именно поэтому, при всем уважении к избирателям, законодательство многих стран (например, США, Германии или Канады) вообще не предусматривает общегосударственных референдумов. В других странах (включая часто упоминаемой в контексте референдумов Швейцарией) четко урегулирован, что может быть предметом референдума, а что нет, какова роль парламента в назначении и имплементации результатов референдумов и тому подобное.

Диктаторы же, начиная от Наполеона, который ввёл референдумы в широкую практику, отличаются тем, что проводят референдумы в обход парламента и часто с прямым нарушением законодательства. Именно так они узурпируют и укрепляют свою власть.

Хрестоматийным примером является Адольф Гитлер, который, став канцлером Германии после победы его партии на демократических выборах 1933 года, уже в 1934 году провел референдум об объединении должностей президента и канцлера Германии в единую должность «проводника и государственного канцлера» (Führer und Reichskanzler) .

Мол, зачем нам двоевластие президента и канцлера? Пусть один человек за все отвечает и всем управляет. Аргументы один в один как у главной украинской поклонницы «канцлерского республики», которая призывает в новой Конституции ликвидировать «двоевластие, через которое реально правительством руководит и премьер-министр, и президент».

Тогда 89% немецких избирателей проголосовали «за», похоронив остатки демократии в Германии. Что было дальше — всем известно. Похожим путем пошел и президент соседней Беларуси Лукашенко. Избравшись на должность в 1994 году на свободных выборах, он не намеревался расставаться с властью, и организовал в 1995 и 1996 годах два референдума с целым рядом вопросов, которые изменили Конституцию и привели к узурпации Лукашенко власти в Беларуси.

В Украине с идеями «прямой демократии», что укрепляла бы их личную власть, выступали многие известные политики, включая Кучму и Януковича. Однако наиболее настойчиво агитировал за референдумы кум Путина Виктор Медведчук. В 2012 году Янукович с Медведчуком всерьез приблизились к цели, протянув в Верховной Раде закон «О всеукраинском референдуме», который тоже предусматривал возможность принимать Конституцию на референдуме, в этом была одна из главных его опасностей. И если бы не революция Достоинства, то вполне вероятно, что в 2015 году мы должны были новую, принятую на референдуме Конституцию.

Мы подробно рассказывали, насколько опасным был этот закон и какой катастрофой могла обернуться попытка его применения в Украине. Поэтому народные депутаты обжаловали документ в Конституционном Суде, а общественные организации в течение шести лет требовали его отменить.

Разгромила этот закон и Венецианская комиссия, отметив, что «делания всеукраинского референдума по народной инициативе по новой конституции или о внесении конституционных изменений позволит обойти требование голосования квалифицированным большинством в Верховной Раде», что «было бы губительным для конституционной стабильности и легитимности в Украине». В конце концов Конституционный Суд в апреле 2018 признал закон «О всеукраинском референдуме» неконституционным.

Если подытожить суть этого решения, а также решений КС 2005 и 2008 года о возможности принятия Конституции или изменений в нее на референдуме по народной инициативе, то народ имеет право на референдуме устанавливать конституционный строй, принимать Конституцию или изменения к ней, но только в порядке, установленном самой Конституцией и законами Украины.

«Власть народа осуществляется в пределах территории государства способом и формах, установленных Конституцией и законами Украины», — говорится в решении КС 2005 года. В решении 2008 года КС отметил, что народ «может реализовать на всеукраинском референдуме по народной инициативе свое исключительное право определять и изменять конституционный строй в Украине путем принятия Конституции Украины в порядке, который должен быть определен Конституцией и законами Украины».

И наконец, в решении 2018 четко сказано, что «народ, имея суверенную прерогативу по осуществлению учредительной власти, одновременно находится в определенных Конституцией Украины пределах относительно порядка ее осуществления». И что «будучи результатом осуществления учредительной власти народа, Конституция Украины путем установления порядка внесения изменений в нее определяет процедурные рамки для осуществления власти и самим народом».

Возможно защитить Конституцию?

Представим, что Тимошенко победила на выборах. Положа руку на Конституцию, присягу. И сразу принялась реализовывать свою программу. Конечно, она не будет иметь права действовать вопреки Основному Закону, гарантом которого она является. Статья 19 Конституции определяет: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».

Закона о референдуме не существует. Следовательно, не существует процедур организации голосования и подсчета голосов. Есть законопроект №2145, но его принятие точно не поможет Тимошенко, поскольку не предусматривает принятия на референдуме никаких новых Конституций. Прогнозировать, что нынешний состав Совета даже под давлением нового Президента примет закон с антиконституционным текстом, подобный закону 2012 года, очень сложно.

Незаконный Указ президента о референдуме

Поэтому реализовать свой план Тимошенко сможет только путем откровенного произвола — выдав незаконный Указ и проведя незаконный референдум. Остановить ее теоретически могут Конституционный Суд, административный суд или ЦИК. В Молдове в 2017 году попытку промосковского президента Додона провести такой референдум был сорван. Но Украина — не Молдова, а Тимошенко — не Додон. Не факт, шо наши государственные институты смогут долго сопротивляться давлению новоизбранного президента.

И хотя такие действия тягнутимусь на серьезное преступление, обвинить и привлечь к ответственности Президента можно будет только в порядке импичмента — сценарий крайне сложный, а в украинских реалиях — невозможен. Конечно, есть еще хорошо известный Украинский метод Майдана, но в конкретной ситуации 2019 это означает острый гражданский конфликт, которым неизбежно воспользуется Кремль. Или поддержав новый авторитарный режим, сделав его зависимым от Москвы (как это произошло в Белоруссии), или, наоборот, роздмухавшы противостояния и послав войска на Киев, «чтобы помочь братскому народу сохранить мир».

Еще можно остановить

Конечно, пока у нас еще свободная страна и действующая Конституция, существует надежный способ не допустить, чтобы Тимошенко повергла конституционный строй. Это не голосовать за нее, и не дать шанса ей стать президентом. И хотя это звучит как предвыборная агитация, на самом деле речь идет о вещах гораздо важнее — защита украинской государственности и демократии. Это следует осознать всем, для кого государственность и демократия — не пустой звук. Партийным и беспартийным. Провластным и оппозиционным. Сторонникам Порошенко или Гриценко, Садового или Ляшко, а так же тем, кто не воспринимает никого из них, ожидая «новые лица». Журналисты, юристы, общественные активисты, нардепы, иностранные дипломаты наконец должны услышать и понять, о чем открытым текстом говорит Юлия Тимошенко. Сегодня мы можем это остановить. А если она положит руку на Конституцию, чтобы вытереть об нее ноги, может быть поздно.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.