Главная Общество Неделя без жертв

Неделя без жертв

Неделя без жертв

На прошлой неделе мне случилось побывать в Константиновке — районном центре в семидесяти километрах от Донецка, где проходил литературно-художественный фестиваль «Кальмиюс». Туманная дорога из Киева в Краматорск (где, как и в Славянске, тоже находились локации фестиваля), навевала мысли о потерянности и одиночестве человека, которая особенно остро ощущается поздней осенью. Сегодня я — в Армении, в небольшом курортном городке Дилижан, где проходит Международный писательский лагерь при поддержке литагенства Write in Armenia. Здесь также туманно: после снегопада горы затянуты туманами и невольно протягивается связь между двумя событиями, расстояние между которыми в моей памяти — ровно неделя.

Что общего в обоих этих событиях?

Прежде всего — и на «Кальмиюс», и здесь, на International Writers Camp, главными темами (явно или неявно) остаются проблемы далеко не литературные: украинцев, армян, турок, русских, грузин объединяет общая боль разорванной истории. И если «агенты перемен» из Армении и Турции уже тридцать лет работают на то, чтобы нивелировать психологический барьер между двумя странами, то для Украины и России трудно пока даже представить ситуацию, при которой такой диалог был бы возможен — сложным был бы диалог даже двух украинцев с различными политическими убеждениями, не говоря о диалоге между страной-жертвой и страной-агрессором.

И тем не менее, я второй раз за эту неделю становлюсь свидетелем чуда: так же, как и в Константиновке, гости фестиваля и посетители находят общую платформу для диалога, так и молодые писатели Украины и России садятся за совсем не круглый стол, чтобы общими силами, в совместном настроения искать точки соприкосновения и возможности для понимания.

Умные, чувствительные к миру люди часто являются беспомощными перед молохом великодержавности, перед массовым очарованием «большими идеями», которые с пугающей последовательностью, стоит ими зажечься толпе, сортируют общество на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов», не щадя ни близких, ни родных, никого. Беспомощными в ситуации между Россией и Украиной себя чувствуют не только студенты-россияне, которые признаются в чувстве стыда за поступки своей страны, но и участники-украинцы, для которых тоже нет пока рецепта преодоления пропасти.

Похожую беспомощность чувствовали, и продолжают чувствовать жители того же Краматорска, когда боевики ДНР были вытеснены украинскими войсками, оставив город разделенным на тех, кто принципиально за «русский мир», и тех, кто непримиримо против. За четыре года, прошедшие с лета 2014 года, жесткая поляризация в Краматорске сменилась многочисленной раздробленностью общин, главной проблемой которых является тотальное равнодушие (читай — эмоциональный упадок сил) и неспособность наладить разбитую коммуникацию.

Больше всего к восстановлению такого общения в Краматорске постарались не политики и не военные, а… литераторы, художники и деятели культуры. Собственно, благодаря стараниям волонтеров с 2014 года в целом ряде приграничных к линии фронта городов были организованы многочисленные встречи с писателями, художниками, музыкантами, созданы площадки для обмена мнениями и «теплые просторы» для эмоционального «отогрева» после травмы военных действий. Проекты «ЗаЖиве» и фестиваль «Кальмиюс» тандема Татьяны Пилипец и Александры Папиной, совместный проект украинских издателей «Живая библиотека» и многие другие подобные инициативы, вероятно, больше всего причастны к восстановлению разрушенных мостов. «Сначала чувство, затем слова, а дальше — действие»: именно по такому алгоритму успешно действуют эти общественные инициативы, пройдя за четыре года путь от локального волонтерства до регионального масштаба. Причастны к восстановлению взаимопонимания в Краматорске и посланники толерантности ПРООН с тезисом о необходимости к диалогу с целью экономического роста.

Блестящая российская писательница с Дагестана Алиса Ґаниева, куратор российской группы литераторов, поделилась собственным опытом сопротивления дегуманизирующей атмосфере, которая загоняет личность в зону беспомощности. При всех рисках, присущих подобной деятельности в сегодняшней Москве, даже простые, даже и символические шаги могут помочь человеку выйти из пространства бессилия и «жертвы обстоятельств». Написать стихотворение, распространить агитационные листовки, провести единичный пикет — эти шаги, хоть и не являются действием, которое буквально меняет ситуацию, являются крайне важными для восстановления чувства собственной независимости, достоинства, — первым шагом для сдвига титанических массивов судьбы с мертвой точки.

Коммуникация, в частности, через культурные проекты, через диалог тех, кто не поддался атакам злых духов некро-идеологий, крайне важна и не должна прерываться. Животворные эмоции, моральная поддержка, вдохновение к действию крайне важны в разделенной общине, внутри разделенной страны, между странами. «Для людей, живущих в пространствах культуры, физические границы — ничто», — сказал присутствовавший на беседе в Дилижане Тигран Амирьян, специалист по визуальному искусству.

Те, кто выходят из «зоны жертвы», с пассивной позиции переходят на активную и начинают действовать — пусть и понемногу, пусть символически, — прокладывают первые мосты там, где еще вчера была выжженная земля. Именно за такими людьми — право и сила на то, чтобы поддерживать диалог, какой бы глубокой пропасть ни была.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.