Главная ЧП и криминал Насмеялись над собой. Комедия «Бешеная свадьба» собала рекордную кассу и стала прорывом в своем жанре

Насмеялись над собой. Комедия «Бешеная свадьба» собала рекордную кассу и стала прорывом в своем жанре

Насмеялись над собой. Комедия «Бешеная свадьба» собала рекордную кассу и стала прорывом в своем жанре

Сила фильма – в самоиронии. Это не просто фильм, чтобы смеяться — это фильм, чтобы смеяться над собой. Не в имперской традиции, которая вывела образ эдакого придурковатого, хитрого, но незлостивого «хохла». А по-дружески, со знанием дела, раскрывая все укоренившиеся стереотипы и предрассудки. Первый и самый главный из них – «что люди скажут», он прямо показан в фильме.

Комедия «Бешеная свадьба»

До недавнего времени украинские кинематографисты больше всего заморачивалась тем, чтобы понравиться за рубежом. Представители «высоких» артхаусных жанров озабочены тем, какой бы еще чернухой шокировать западного зрителя, в топ выходили фильмы типа «Путников» Игоря Стрембицкого (действие картины разворачивается то в психушке, то в Доме ветеранов сцены).

Те, кто предпочитали снимать более массовое кино, всегда имели целью попасть в российского проката – как вот, например, популярный сериал «Сваты». Он в значительной мере снят украинской командой, но почти весь сюжет вложен в реалии РФ – зря, что почти все «деревенские» персонажи в нем говорят с очень узнаваемым «малороссийским акцентом».

Снимать что-то исключительно об украинцах и для украинцев было чем-то типа глупого тона-попробовать можно, но не стоит рассчитывать на успех. Все это – пережитки советской классификации фильмов: языках союзных республик снимались ленты так называемой «третьей категории», и их прокат ограничивался территорией тех самых республик.

Иногда таким работам везло – «За двумя зайцами» попал в всесоюзного проката, когда ему изменили категорию и перевели на русский (украинский оригинал нашли аж в 2013-м!). Даже сегодняшние никчемные сериалы типа «Последний москаль» или «Деревня на миллион», снятые уже после 2014-го, по качеству режиссуры и игры актеров трудно оценить выше третьего сорта, то есть категории.

Казалось, что за пределы формата «Золотого гуся» украинский комедийный жанр продвинется еще нескоро. Но выход в прокат 4 октября этого года комедии «Бешеная свадьба» разрушил немало предубеждений: за месяц картина собрала 46 млн грн (при бюджете в 10,8 млн грн!) Кстати, о деньгах: Госкино приняло на себя лишь 10% расходов, остальное, как заметно невооруженным глазом, привлекли путем примитивного, если не сказать грубого, продакт-плейсмента: «Новая почта», «Ощадбанк» и «Розетка» всплывают в кадре убедительную количество раз. Сам же фильм примитивным назвать трудно.

И это – несмотря на простой, даже заимствованный сюжет: старомодный отец-украинец делает все возможное, чтобы не допустить свадьбы между его дочерью и французом африканского происхождения. В то же время, лента является достаточно искусной сатирой на жизнь украинской провинции. Фильм чрезвычайно полезен именно для внутреннего потребления (везти его на зарубежные фестивали вряд ли есть смысл).

Заметный секрет успеха ленты – в звездном составе. Собственно, звезд кинематографа у нас пока не так уж и много, поэтому продюсер фильма Юрий Горбунов и неизвестный режиссер Влад Дикий (кто скрывается за этим псевдонимом – неизвестно), решили перекрыть этот дефицит с помощью селебритиз из шоу-бизнеса: уже на афише мы видим Олега Винника, Монатика, Потапа.

Их роли эпизодические, но для публики, привыкшей «идти на фамилии», это сработало. Даже популярный в основном среди малообразованных мужчин комик Петр Бампер, что играет роль тупого полковника полиции, – это тоже аргумент «за» для тех, кто, возможно, до сих пор и не имел большой симпатии к украинскому кино. Сила «бешеной свадьбы» — в самоиронии. Это не просто фильм, чтобы смеяться-это фильм, чтобы смеяться над собой. Не в имперской традиции, которая вывела образ эдакого придурковатого, хитрого, но незлостивого «хохла».

А по-дружески, со знанием дела, раскрывая все укоренившиеся стереотипы и предрассудки. Первый и самый главный из них – «что люди скажут», он прямо артикулирован в фильме. Похвастаться «дорогим» забугорным зятем, сыграть свадьбу, чтобы не дай Бог не дешевле, чем у соседа, делать все «по знакомству» – каждый, кто хоть немного пожил в украинском райцентре, с улыбкой узнает весь этот набор жизненных установок. В них же и коренится ксенофобия наших провинциалов.

Она происходит не от каких-то там предубеждений о высшие и низшие расы, а все от того же «что люди скажут». «Вот у соседа дочь вышла замуж за армянина – мелкого бизнесмена. Она что, белого себе не могла найти? Ну ничего, вот мой цветочек за француза получится-и мы вам всем носа втрем», — примерно так рассуждает главный герой Василий Середюк.

Но зять-француз оказывается еще «чернее», чем у соседа – и такого «позора» почтенный муж, кажется, не переживет. ЧТО ЖЕ ЛЮДИ СКАЖУТ?! Пусть бы уж лучше местные недалекие парни – бывшие дочкины ухажеры! Это хотя бы «как у всех», а за чернокожего зятя с него же весь городок будет смеяться, – так рассуждает Василий.

«Что люди скажут», – главный, но не единственный стереотип, который высмеивают в фильме. Здесь и тирания родителей: только они знают, как должны жить их взрослые дети – и нельзя спорить. Так считает и сам Василий, и мать «стремного Егорка», которая готовит его в чемпионы по «киберспорту», и пока он им не стал – никаких девушек.

И разные гендерные роли. Василий – вроде и домашний деспот. Жена так боится его гнева, что не решается предупредить его об чернокожего зятя. Однако, стоит Василию провиниться перед своей половиной – и он покорно идет чистить картошку на всю свадьбу. Что уж говорить о соседе, который только из-под стола может кричать, что он дома хозяин. Родители, что, похоже, никогда не были за границей, молятся на Европу: для них она что-то вроде царства небесного, мол, там все богатые и счастливые.

Дети знают о европе больше, поэтому у них нет никаких иллюзий и предубеждений. Свободны они и от мещанских предрассудков. Фильм сатирический даже в мелочах: достается и зрелым дамам, что без ума от Олега Винника, и богемным библиотекаршами, что заочно влюблены в Андрея Кокотюху, и подросткам, что променяли объективную реальность на зомби с компьютерных игр, и священникам, которые готовы отпеть еще «не до конца метрового» пациента, чтобы их услуги оплатили.

Свадебный тамада, который играет Юрий Горбунов, — очень удачная карикатура на райцентровского «деятеля культуры». Он узнаваем за прической a la ВИА «Песняры» и фразами-штампами, которые каждому приходилось слышать на традиционной свадьбе. К позитиву следует отнести также удачно подобранное место действия: Днестровский каньон. Во-первых, это красиво, во-вторых, это дает возможность популяризировать туризм на Подолье – среди украинцев это направление не так хорошо известен, как Карпаты или приморские регионы.

Отдельно стоит упомянуть стереотипах иностранцев относительно Украины: собираясь на Подолье, они могут купить себе бронежилет, фильтры для воды, лекарства от малярии, и представляют себе украинскую свадьбу как полудикое средневековое действо. Почему европейцы такие наивные, в фильме кое-что объясняют: если смотреть Russia today, то Украина покажется crazy country любому.

Сказать, что «бешеная свадьба» полностью порвала с предыдущей украинской комедийной традицией, все же нельзя. Здесь местами встречаются нелепые шутки вроде «У папы в музее мыши сожрали чучело кота, видимо, отомстили за своих». Герои фильма подозрительно часто носят вышиванки-не так по-водевильному, как в «последнем москалеве» , но больше «кэжуала» на героях не помешало бы.

Плачевное состояние больницы, показанное в фильме, или медлительность спецотряда полиции можно растолковать как предательские насмешки над реформами в медицине или МВД. Но они все же значительно более умеренные на фоне того, что позволяет себе, например, «95-ый квартал». Ну, а для публики, действительно привыкшей воспринимать действительность в контексте «измены», такие моменты должны сделать фильм «жизненным».

Тот факт, что украинцы массово пошли на «Бешеную свадьбу», свидетельствует про несколько тенденций. Первая: украинцы могут смеяться над собой, их это не травмирует. Вторая: у нас есть селебритиз, ради присутствия которых даже в эпизодах люди готовы идти в кинотеатры. Третья: мы можем смеяться не только над своими, но и над «гостевыми» стереотипами. Четвертая: фильмы «для внутреннего потребления» могут приносить хорошую кассу.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.