Главная ЧП и криминал «Восток-2018» глазами Брюсселя: тренировки конфликта крупного масштаба?

«Восток-2018» глазами Брюсселя: тренировки конфликта крупного масштаба?

«Восток-2018» глазами Брюсселя: тренировки конфликта крупного масштаба?

«Восток-2018» — самые масштабные военные учения, которые РФ проводила со времен СССР. Эксперты в Брюсселе видят в них также и сигнал для Украины. Во вторник, 11 сентября, Россия начала проведение масштабных военных учений. «Восток-2018», по утверждению минобороны РФ, имеет в чем-то даже превзойти советские маневры «Запад-81». Их проводят в центральном и восточном военных округах, в Японском, Беринговом и Охотском морях, привлекут тихоокеанский и северный флота, воздушно-десантные войска.

Китайский и российский военные корабли в порту Владивостока

Игры с цифрами

Осенью прошлого года российско-белорусские учения «Запад-2017» вызвали очень острую реакцию со стороны НАТО. Дело в том, что Москва тогда заявила меньше 13 тысяч участников, что в соответствии с Венским документом ОБСЕ, позволило ей не приглашать международных наблюдателей. В НАТО же говорили, что учения были гораздо большими — обозреватели называли цифры вплоть до 100 тысяч военных. Впрочем, по итогам «Мероприятия-2017» Альянс так и не озвучил своей окончательной оценки количества участников.

Сейчас же Россия утверждает, что в «Востоке-2018» примут участие аж 300 тысяч воинов. Как заявили DW в НАТО, поскольку их проводят за пределами территории действия этих правил ОБСЕ, то РФ не обязана принимать наблюдателей. И все же, на заседании Совета НАТО-Россия в мае представители обеих сторон проинформировали друг друга о предстоящих обучения, в частности и о «Восток-2018». «Военные атташе стран НАТО были приглашены на добровольное наблюдения за учениями. Военный чиновник НАТО планирует принять участие», — сообщил заместитель пресс-секретаря Альянса Пьер Казалет.

Как и в прошлом году, эксперты теперь сомневаются в правдивости данных минобороны РФ. Но уже в другую сторону. Так, об этом в комментарии для британского королевского аналитического центра RUSI написал эксперт Джек Уотлинг. Аналогичную точку зрения разделяет и Пауль Иван из брюссельского аналитического центра EPC. «Мы ожидаем увидеть большие военные учения. Но они могут быть не тех масштабов, которые объявлялись. Там может быть креативный подсчет привлеченных войск», — говорит эксперт в беседе с DW.

Почему в НАТО спокойны?

В НАТО признают, что каждое государство имеет право тренировать свои вооруженные силы. «Но очень важно, чтобы это происходило прозрачным и предсказуемым образом», — подчеркнул Пьер Казалет. Возможно, проведение брифинга и приглашение наблюдателей Россией поспособствовало тому, что в НАТО были не настолько обеспокоены нынешними учениями. Пауль Иван называет и другую причину — географию. «Восток-2018» проходит далеко от Европы. Как уточняет эксперт, в прошлом году НАТО реагировал не потому, что боялся атаки России. «Важно не увеличивать напряжение между двумя сторонами маневрами, которые разыгрывают атаку на другую сторону», — объясняет Иван.

Директор по политическим вопросам брюссельского аналитического центра имени Мартенса Роланд Фройденштайн (Roland Freudenstein) считает основной причиной привыкания к подобным действиям России. Кроме того, с маневрами «Запад-2017» были связаны опасения, что после них российские войска останутся в Беларуси. «В итоге они не оправдались. Сейчас же и нет подобных конкретных опасений относительно «Востока», — замечает он.

Цель учений «Восток-2018»

Если говорить о военном аспекте, то, по словам Ивана, цель маневров — усилить взаимодействие между различными подразделениями войск РФ, а также передать опыт, полученный как в Сирии, так и в Украине. В то же время он указывает и на политические цели — «показать мощь российской армии, ее способность применять большие силы, перебрасывать их на большие расстояния». Для НАТО «Восток-2018» демонстрирует, что Россия сосредоточена на «тренировке конфликта крупного масштаба». По словам Казалета, эти учения вписываются в шаблон, который НАТО наблюдает уже некоторое время: Россия «значительно увеличивает оборонный бюджет и военное присутствие» — как в Балтийском, так и в Черном и Средиземном морях. «Более того, Россия показала свою готовность использовать военную сил против своих соседей, например, Украины и Грузии», — добавил заместитель пресс-секретаря Альянса.

Обучение — угроза?

Иван напоминает, что Россия уже использовала как прикрытие переброски войск для дальнейшего их применения в военном конфликте. Но в этот раз он не ожидает увидеть подобное. Впрочем, эти учения — очередное напоминание Украине. «Украина втянута в военный конфликт с Россией. Мы не видим признаков его завершения. Наоборот, видим более напряженную ситуацию вокруг Азовского моря», — говорит эксперт. Поэтому Украине «следует, к сожалению, делать то же самое», то есть инвестировать в свою безопасность и усиления войск, убежден Иван. Член подкомитета Европарламента по безопасности и обороне Тунне Кэлам подчеркивает, что Россия свободная проводить эти учения. Для стран ЕС они являются не столько угрозой, сколько сигналом. «Этот сигнал мы должны воспринять серьезно — и политически, и в военном плане», — говорит политик в интервью нашему корреспонденту.

Эксперт бельгийского королевского института международных отношений Egmont Марк Франко не считает обучение как угрозой для Запада. Для него куда важнее, что «Восток-2018» скорее иллюстрирует тренд геополитических изменений — «к размыванию западной международного сообщества под руководством США, которая основывается на правилах и институтах». Пауль Иван также считает, что НАТО следует продолжать меры по укреплению своего восточного фланга. «Нам не следует преувеличивать значение этих маневров. Россия организовывала масштабные учения и прошлые годы. Важно быть внимательным, но в то же время это не должно перерастать в паранойю», — заключает брюссельский эксперт.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.