Главная Общество ​Новые правила парковки: «евробляхи» заберут навсегда

​Новые правила парковки: «евробляхи» заберут навсегда

​Новые правила парковки: «евробляхи» заберут навсегда

С 27 сентября в Украине вступили в силу новые правила парковки автомобилей, а также усиленные штрафные санкции для нарушителей. Соответствующие изменения в законодательство были приняты парламентариями еще в декабре прошлого года, и в теории за 9 месяцев местные власти, правоохранители и автомобилисты должны были подготовиться к изменениям, однако эксперты уверяют, что этого не произошло. Смогут ли новые правила навести реальный порядок на улицах городов, разбирался «Апостроф».

Что изменится

Главным изменением со вступлением в силу закона станет фото- или видеофиксация нарушения. «Даты, времени (момента), места расположения транспортного средства по отношению к недвижимым объектам и/или географических координат, других признаков состава административного правонарушения. При осуществлении фотосъемки обязательным является наличие не менее двух изображений транспортного средства, полученных с разных или противоположных ракурсов», — отмечается в тексте закона.

Снимать нарушителей на фото и видео будут или инспекторы по парковкам (их определят местные власти), или полицейские. Кстати, для установления административного нарушения и наложения штрафа водителю теперь совсем не обязательно находиться за рулем авто либо вообще контактировать с полицейским или парковочным инспектором.

Кроме того, парковочные инспекторы получили полное право эвакуировать транспортные средства на штрафплощадку. Для того чтобы авто забрали, пока водитель выбежал, например, за утренним кофе, его нужно бросить на проезжей части минимум во втором ряду или припарковаться на железнодорожном переезде, трамвайных колеях, мосту, путепроводе или в тоннеле, на пешеходном переходе или на расстоянии менее 10 метров от перехода, остановке общественного транспорта, перекрестке, велодорожке. Заберут авто и в том случае, если инспектор определит, что транспортное средство мешает работе коммунальщиков, например, снегоуборочным машинам, или создает препятствие для движения пешеходов. Все подобные нарушения обязательно должны быть зафиксированы на фото или видео.

Искать своего железного коня нужно будет на штрафплощадке (инспекторы обязаны сообщать в Нацполицию о каждом случае эвакуации авто).

Отдельно стоит остановиться на штрафных санкциях. Например, если водитель оставил свое авто на платной парковке, но не оплатил время простоя (более 10 минут), его ждет штраф в 20-кратном размере от стоимости одного часа парковки. А если водитель умудрился поставить свою «ласточку» на место для людей с инвалидностью, хотя не имел на это права, его ждет штраф в 30-кратном размере от стоимости одного часа парковки. Штрафную квитанцию могут оставить на лобовом стекле автомобиля, но оплатить можно только 50% от суммы штрафа, если успеть в течение 10 банковских дней. Порешать с инспектором на месте будет сложно, ведь, согласно закону, он не имеет права принимать наличку от нарушителей. За возвращение автомобиля со штрафплощадки также придется заплатить: штраф за само правонарушение, которое стало причиной эвакуации, и оплатить услуги по транспортировке авто на штрафплощадку – 720 гривен для авто до 3 тонн и 1020 гривен за «ласточку» свыше 3 тонн. Кстати, за хранение автомобиля на штрафплощадке также придется заплатить: 144 гривны за первые 7 дней хранения и 24 гривны в день после недели хранения.

Кнут без пряника

По словам экспертов, новые правила едва ли способны выполнить свою главную функцию: навести реальный порядок на улицах.

«Например, в Киеве большинство офисов сосредоточено в центре города. Люди с окраин приезжают на работу в центр, а парковочного пространства в достаточном объеме просто нет. У людей появится масса проблем, а новые парковочные места никто же не строит, — поясняет «Апострофу» глава правления «Всеукраинского партнерства за безопасность дорожного движения» Михаил Берлин. – За границей возводят огромный торговый центр, а вниз строят столько же этажей для машин. Таким образом, автомобилей возле ТЦ практически нет: они все стоят в подземных паркингах. Плюс цена парковки очень доступная. У нас же все наоборот: выстраивают огромный дом, а внизу парковок почти нет, это же невыгодно. Общий подход у нас почему-то – наказать, задавить, заставить заплатить, а не помочь и создать условия для людей. Если создать нормальные условия, каждому водителю будет приятно поставить авто на хорошее место».

Кроме того, эксперты прогнозируют достаточно большой ряд проблем с системой фото- и видеофиксации нарушений парковки по принципу «штраф без присутствия водителя».

«Была большая дискуссия: нужно ли привлекать владельца авто либо же наказывать лицо, которое реально совершило правонарушение, — говорит «Апострофу» автоюрист Владимир Караваев. – На проблему было две точки зрения. Согласно Конституции, юридическая ответственность у нас носит индивидуальный характер. Это первая точка зрения. Вторая точка зрения: есть решение ЕСПЧ, где описывается аналогичный случай, когда нарушение совершило одно лицо, а ответственность понесло другое. Но дискуссия ни к чему не привела, и закон вышел в том виде, в котором он есть. А дальше слово за судебной практикой: либо суды будут принимать решения, основываясь на Конституции, либо на практике ЕСПЧ».

Вызывает сомнения и аппаратура, на которую парковочные инспекторы будут фиксировать правонарушения. Стоит только вспомнить, сколько скандалов было с радарами TruCAM и «Визир» относительно их сертификации. Аналогичные иски вновь могут посыпаться от водителей, только теперь в судах будут оспаривать сертификацию фото- и видеоаппаратуры.

«На месте преступления, например, убийства, или на месте ДТП с пострадавшими работают эксперты, которые фиксируют все на обычный фотоаппарат. То есть смертельные ДТП и убийства законодатель разрешил фиксировать на «мыльницу», а фиксацию нарушений правил парковки полицейский должен осуществлять на специальную аппаратуру, которую сертифицировали, а информацию передавать по защищенным каналам связи. Либо разрешите уже, как в ЕС и США, фиксировать правонарушения на обычные смартфоны, либо заставьте экспертов фиксировать более серьезные преступления на спецприборы», — отмечает в комментарии «Апострофу» генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Но самый «приятный» сюрприз законодатели припасли для обладателей авто на «евробляхах». Если законные владельцы автомобилей без проблем заберут свою «ласточку» со штрафплощадки после уплаты штрафа, то авто на иностранной регистрации будут возвращать только тем, кто ввез его на территорию Украины. Но фишка в том, что фактический владелец авто и человек либо фирма, которые протащили «бляху» в страну, — далеко не всегда одно и то же лицо. Получается, что забрать свою машину просто не получится.

«А какой-нибудь молдаванин или белорус, который завозил машину в Украину, либо представитель литовской фирмы, которой и нет уже давно, конечно же, не приедет забирать авто, — добавляет Назаренко. – А если разрешат выдавать со штрафплощадок такие авто на основании доверенностей, то сразу же пойдет волна, когда «левые» люди начнут забирать чужие авто, ведь такие писульки можно в интернете за 50 гривен купить. Если же оставят жесткое требование, что авто должен забрать только владелец или лицо, которое ввезло автомобиль, то вскоре штрафплощадки окажутся забитыми только «бляхами». Плюс, куда посылать квитанцию об оплате штрафа «бляхам»? На границе засветился молдаванин, и если ему туда в Молдову пришлют квитанцию, он ее проигнорирует. Реально наказать владельца «бляхи» невозможно».

С другой стороны, если владельцы «евроблях» будут понимать, что за свое нарушение им придется заплатить автомобилем, в перспективе они могут стать одними из самых законопослушных водителей.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.